Подростковый возраст – это особый период в жизни человека. В это время происходит переход от детства ко взрослости, стремительно развивается организм и психика. Бурное психофизиологическое развитие проявляется в мышлении и поведении подростков. Родителям и учителям становится все труднее наладить с ними контакт, происходят конфликты, недопонимания.
Взрослым важно осознавать, что грубое, иногда нелогичное, а порой и вовсе вызывающее поведение – это специфика переходного периода, вызванная кардинальной перестройкой всего организма. Понимание особенностей переходного периода поможет найти контакт с подростками и выстроить с ними образовательный процесс.
Подростки – уже не маленькие дети, они способны к логическим рассуждениям, осознанию причинно-следственных связей, эмпатии и моральной оценке. Они хотят принимать решения, быть наравне со взрослыми, требуют принятия их ценностей, интересов. Но в то же время не являются взрослыми, не могут нести ответственность за многие свои решения, зависят от окружающих. Это часто приводит к конфликту: подростки хотят, чтобы их воспринимали как взрослых, но они еще не готовы полноценно отвечать за себя и свои поступки. А взрослые, наоборот, требуют от них ответственности, разумности, обязательств, но продолжают относиться как к ребенку. Это вызывает у подростков протест, непонимание, раздражение.
В этот чувствительный для психики период сохранить отношения смогут только те родители, которые понимают, что на подростка нельзя вешать ярлыки «ты еще маленький» или «ты уже взрослый», потому что переходный возраст – это отдельный период со своими особенностями.
Физические особенности подростков
Физическое состояние подростков стремительно изменяется – они набирают рост и вес, меняются пропорции тела: растут голова, конечности, туловище, скелет и мускулатура. Тело изменяется неравномерно, из-за чего могут появляться комплексы.
Активный рост может затруднять работу внутренних органов, особенно сердца и легких. Мышечный и сосудистый тонус подвержены перепадам. Активно выделяются гормоны, что может провоцировать у подростков высокий уровень стресса. Это влияет не только на физическое состояние, но и на настроение, которое начинает быстро меняться.
Активный рост организма и изменения в работе внутренних органов вызывают физическую усталость. Даже если подросток ничего не делает, он действительно может быстро уставать. Это проявляется в раздражительности, эмоциональной нестабильности, плаксивости, сниженном внимании, временном ухудшении концентрации.
Меняется не только организм подростка, но и его восприятие собственного тела. Если дети относятся к нему с любопытством, их интересуют вопросы анатомии, то подростки уже начинают оценивать тело с точки зрения красоты, соответствия общественным стандартам.
Они впервые начинают задумываться об эстетике тела, приобщаются к стандартам общества, начинают усваивать понятие красоты. Больше того, они начинают сравнивать свою внешность с внешностью сверстников, а отличия беспокоят их. Внешние особенности переживаются слишком остро на фоне общей эмоциональной неустойчивости и преувеличенных реакций. Все отклонения от стандартов красоты, физические особенности и «изъяны» (как действительные, так и мнимые) расцениваются как уродство.
Негативное восприятие собственного тела может привести к комплексу неполноценности. Профилактика тяжелых эмоциональных реакций – это доверительные отношения с близкими, уважительное и тактичное отношение к подростку. Негативные замечания или ироничные шутки о внешности, напротив, не вызовут понимания, а только сильнее усилят чувство неполноценности.
Психологические особенности подростков
Центральным звеном психологических изменений во внутреннем мире подростка становится чувство взрослости. Это проявляется в остром желании доказать свою «взрослую» позицию, свое право голоса. Подростки хотят иметь равные со взрослыми права, не желают терпеть контроль, хотят оградить свою личную жизнь от вмешательства родителей.
Они начинают экспериментировать с внешностью, взглядами и интересами в поиске того, что им больше всего подойдет. Могут перенимать вредные привычки, кажущиеся им непременным атрибутом взрослости и самостоятельности. Подростки готовы рьяно защищать свои интересы, эмоционально отстаивать право выбора. В это же время они формируют собственные идеалы, ценности, нормы.
В переходном возрасте происходит переориентация с родителей на друзей. Для родителей это одно из самых болезненных проявлений переходного периода, ведь они теряют авторитет. Резкое изменение отношения ребенка к родителям пугает, расстраивает, обижает. Но на самом деле это очень важная перемена.
Дети во всем зависят от родителей, перенимают их привычки, интересы, манеры поведения, хотят быть во всем похожими на мам и пап. Переходный возраст – это всего лишь другая крайность. В этот период родительские характеристики отвергаются целиком и полностью. Подросток с уважением смотрит на сверстников или более старших товарищей, начинает перенимать уже их привычки, интересы, ценности. Но это лишь поиск других вариантов жизни. Для детей кроме родителей почти не существует других людей, а вот подростки начинают входить в социум, присматриваться к разным способам жизни, узнавать о новых манерах поведения, интересах, ценностях. Со временем у них сформируется собственные взгляды, они примут часть родительских норм и часть общественных, а в каких-то вещах сформируют свою позицию.
Родители могут не бояться того, что потеряли авторитет. Рассматривать взрослого как исключительный образец поведения – это свойство детской психики. Подросткам же важно отделиться, и поначалу они неизбежно будут делать это через полное отрицание родительской позиции. При грамотном поведении, сохранении теплых доверительных отношений со временем вернется уважение к родителям и их мнению.
В переходном периоде детям крайне важно мнение окружающих. Это совершенно нормально, ведь подростки начинают выходить в социум, усваивать общественные нормы. Это было бы невозможно, если бы их не заботило мнение окружающих, ведь усвоение норм зависит от одобрения или порицания общества. Однако важна оценка не всего общества, а конкретной группы, которая является значимой для подростка.
Необязательно эта та группа ребят, к которой он относится. Например, девушка может дружить с одноклассницами, но не воспринимать их всерьез, а смотреть на поведение старшеклассниц, с которыми хотела бы дружить. В зависимости от того, на какую группу ориентируется ребенок, будут меняться его приоритеты, поведение, внешний вид.
Не всегда благодаря социальной группе поведение подростка меняется в лучшую сторону. Значимой для него может стать группа «крутых» и «взрослых» одноклассников, которые пропагандируют плохие привычки. Но бывает так, что подросток тянется к группе приличных старшеклассников, занятых учебой и творчеством. Однако они не признают его как равного себе и не принимают в группу. Тогда ребенок начинает бунтовать – намеренно не подчиняться правилам, вести себя вызывающе в попытках доказать, что он взрослый и самостоятельный.
Бунт – типичная подростковая реакция, с которой часто ассоциируют этот возраст. Любые проявления неуважения, пренебрежения или недоверия ко «взрослости» могут вызвать бурную эмоциональную реакцию, подчеркнуто вычурное поведение, неповиновение. Подростки болезненно воспринимают мнение окружающих, эмоционально реагируют на любые события в жизни. Только терпение, понимание и уважение к формирующейся личности человека помогут им с наименьшими потерями пережить кризис переходного возраста.
Интеллектуальное развитие подростков
Вместе с физиологическими, социальными и личностными изменениями развивается и мышление. У маленьких детей мышление так или иначе созревает само собой в ходе игр и общения с родителями, просто потому что это заложено природой. А вот с подростками ситуация обстоит иначе – чем больше сил будет вложено в обучение на этапе переходного возраста, тем более умным вырастет человек. В интеллект подростка нужно инвестировать силы и время.
В переходном возрасте формируется абстрактно-логическое мышление. Оно дает возможность оперировать абстрактными понятиями, например, думать о любви, свободе, верности или других невещественных понятиях. Но абстрактно-логическое мышление применяется и в практических областях. Например, оно нужно, чтобы осознавать такие понятия, как масса, давление, энергия, плотность – эти вещи нельзя потрогать или оценить на глаз, это нужно делать в уме.
Абстрактно-логическое мышление дает возможность решать логические задачи, математические и физические примеры. А эта способность, в свою очередь, является базой для умения абстрагироваться от своего опыта в рассуждениях. Дети часто рассуждают через призму своего «я», например, они могут думать, что «солнце светит, чтобы мне было тепло». Подросток может абстрагироваться от своего опыта и понимать, что солнце светит, потому что оно является звездой. Благодаря этой же способности он может, например, представить, как это – быть представителем какой-либо профессии.
Кроме того, абстрактно-логическое мышление служит основой для рассуждений. Подросток может провести логическую цепочку формата «Все школьники сдают выпускные экзамены, а я – школьник, значит, мне придется сдавать выпускные экзамены.» Правильные логические цепочки – это залог успешного решения абстрактных и бытовых задач.
Кроме абстрактно-логического мышления, формируется способность к рефлексии, то есть самоанализу. Рефлексия помогает осознать себя и свою личность, погрузиться в свой внутренний мир или во внутренний мир других людей. Она позволяет взглянуть на свои сильные и слабые стороны, оценить свои способности, увидеть ошибки. На этой основе формируется умение анализировать свое поведение, делать выводы из своих поступков, а значит – управлять своим поведением.
Интеллектуальное развитие подростка проявляется в способности формировать и проверять гипотезы, причем как абстрактные, так и бытовые. Кроме того, подростки учатся креативности – они ищут нестандартные пути решения проблемы. Однако в отличие от детей, эти нестандартные пути носят не фантазийный характер, а практичный, применимый в реальности.
Подростки учатся анализировать не только свое поведение, но и поведение окружающих. Если детям сложно «примерить» на себя чужой опыт, то подростки уже могут обдумывать свое поведение и поведение окружающих. Они анализируют, оценивают, делают выводы.
Интеллектуальное развитие способствует формирование воображения, в связи с чем многие подростки начинают писать стихи, рассказы, увлекаются искусством. Кроме того, они начинают проявлять интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим проблемам. Учатся рассуждать, формируют собственный взгляд на мир. Один из самых здоровых способов помочь подростку пережить переходный возраст – включить его в интересную интеллектуальную деятельность. Наука, искусство, творчество, самообразование – все это способствует развитию личности человека.
Подростки постоянно меняются. Их организм растет, гормоны заставляют испытывать стресс, а учебная деятельность перестает интересовать. Именно поэтому от учителей требуется проявить все свое мастерство, креативность и понимание. Ведь обучающий процесс усложняют множество факторов.
Смена приоритетов. Ведущая деятельность младших школьников – учеба. Если с учителем сложились хорошие отношения, а в классе царит здоровая атмосфера, то ребенку интересно учиться. А вот для подростков совершенно нормально хотеть общаться. Дружба со сверстниками или первая наивная влюбленность становятся основным приоритетом, а желание учиться отходит на задний план, и это совершенно нормально.
Отсутствие мотивации. Из-за бурного физического развития подростки часто устают, у них ухудшается внимание, снижается концентрация. Им намного интереснее общаться со сверстниками, гулять или ходить на секции. Это нормальное явление, со временем оно проходит. А пока что поддержание мотивации к учебе – это задача учителей, которые могут сделать обучение интересным, вовлекающим, работающим на решение реальных задач. Родителям тоже нужно мягко мотивировать своего ребенка на обучение. Лучше всего делать это через поощрение, так как наказание только вызовет ненависть к школе.
Несформированность отдельных познавательных процессов. Темп развития у каждого свой. Некоторые дети осваивают сложные мыслительные операции с трудом, и тогда им сложно пройти материал, ведь они с трудом усваивают новые знания. У кого-то может быть еще не до конца сформировано смысловое запоминание, а кто-то страдает от сниженной концентрации.
Отвержение авторитетов. Для детей родители и учителя – авторитеты, которых нужно слушаться. Подростки все авторитеты отвергают и стремятся к самостоятельности, взрослости. Они хотят общения на равных, учета их интересов, компромисса. Если подростку сказать «ты должен сделать так», он сделает наоборот, и в обучении это нужно обязательно учитывать.
Подростков действительно нелегко обучать, взаимодействие с ними требует терпения и творческого подхода. Задача учителя – наладить с учениками отношения, учитывая их возрастные особенности. Нельзя возлагать ответственность за обучение только на детей. Педагог – специально обученный человек, который изучает возрастные особенности, знает методы обучения. Ошибки, которые делает учитель в образовательном процессе, могут накладываться на особенности переходного возраста, и создавать сложности в обучении.
Стиль общения педагога. Общаться с подростками трудно: они подвержены резкой смене эмоций, раздражительности, агрессивности. Учитель должен уметь выстраивать коммуникацию с учетом этих особенностей. Если сам педагог не может контролировать свои эмоции, кричит на учеников, отпускает в их сторону пренебрежительные комментарии, то выстроить здоровую коммуникацию не получится. Кроме того, строгое авторитарное отношение, так же как и попустительское, вызывает у подростков отторжение к учебе.
Программа обучения. У каждого учителя есть программа, по которой должны строиться уроки. Но программу нужно применять гибко, ведь у всех учеников разные интеллектуальные способности, скорость усвоения материала. Учителям, которым важно отчитать материал по плану, будет сложно чему-то научить подростков. Рабочий процесс с ними нужно выстраивать гибко.
Атмосфера в классе. Подросткам крайне важны отношения со сверстниками, поэтому в нездоровой атмосфере им будет трудно учиться. Школьная травля, затяжные конфликты с учениками или с учителями негативно влияют на образовательный процесс.
И без того трудный процесс обучения подростков дополнительно усложняется множеством факторов. Однако они еще только учатся брать на себя обязательства, и у них не всегда это получается.
Чтобы организация учебного процесса была максимально эффективной, преподаватели должны понимать, как устроен головной мозг, как он запоминает, обрабатывает, записывает, хранит и вспоминает информацию. Важно учитывать особенности переходного возраста, чтобы сформировать интерес к учебе. Ведь во многом именно от общения с учителем зависит отношение учеников к обучению.
Подростки проводят в средней школе минимум половину дня. Если эта половина связана с негативными эмоциями, дети становятся раздражительными, злыми, плаксивыми. От этого познавательные функции ослабляются, ухудшаются отношения с окружающими, снижается самооценка. Влияние педагогов на учеников велико – это всегда стоит учитывать.
Внимание и память подростков могут быть неустойчивы. Они часто отвлекаются из-за усталости или отсутствия интереса к обучению. Задача педагога – привлечь внимание обучающихся и задействовать их познавательные процессы.
Для этого нужно делать обучение максимально интерактивным, придавать ему проблемный характер. Учитель должен стимулировать обучающихся к формулированию проблемы, поиску решения. Это позволит выработать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоретическим обобщениям.
Подростки задают много вопросов. Им интересно проникать в суть явлений, поэтому они стараются анализировать новый материал, разбираться в нем. Они могут задавать учителю вопросы «со звездочкой». Очень важно не отмахиваться от этих вопросов, а стараться аргументированно ответить. Это требует от учителя глубокого знания предмета. Иногда можно предложить классу вместе разобраться в интересующем вопросе, найти связи и закономерности, поработать с текстовыми материалами.
Научить подростков работать с информацией – одна из важных задач преподавания. Ученики должны научиться самостоятельно работать с учебником, фильтровать информацию из открытых источников, а также искать свои способы решения нестандартных задач.
Стоит учитывать, что на поведение подростков оказывает большое влияние их окружение, особенно сверстники. Поведение во многом регулируется одобрением или порицанием значимой для ребенка группы. Подростки всеми силами стараются самоутвердиться. При неудачах в учебе им критически важно сохранить самооценку.
Наиболее благоприятной тактикой для преподавателя является деликатность и мягкость. Подростки бурно реагируют на негативные оценки, поэтому лучше не осуждать ошибки, а рассматривать их как точки роста. Не стоит публично критиковать учеников – они запомнят это и постараются больше не проявляться на уроках, чтобы не потерять самоуважение. Подростки любят тактичных преподавателей, которые создают на уроках безопасную атмосферу, где любой может высказаться.
На стремлении к общению можно строить обучающий процесс: проводить групповые занятия, игры, соревнования, давать задания в мини-группах. Во время такой работы дети могут включиться в интеллектуальную деятельность и пообщаться – а ведь это именно то, из-за чего многие из них ходят в школу.
Заинтересовать подростков можно моральными вопросами. Их ценностные ориентации только начинают формироваться, при этом ребятам интересно исследовать суть вещей, рассматривать разные аспекты проблемы. Важно ненавязчиво обсуждать этичность разных абстрактных ситуаций, помогать подросткам формировать собственные принципы. Они не любят, когда их заставляют поступать «правильно», но охотно вступают в обсуждение, где становятся равноправными участниками дискуссии.
В подростковом возрасте обучение и воспитание идут рука об руку. Правильная образовательная стратегия способна не только дать знания, но и развить самостоятельность суждений, стремление к обучению, коммуникативные навыки, сформировать моральные нормы и ценности.
Переходный возраст – период становления личности, которая формируется в социуме. Самая важная деятельность для подростков – это общение со сверстниками или старшими товарищами. Образовательный процесс для них отходит на второй план, поэтому мотивацию к учебе нужно формировать извне. В идеале это должны делать родители и учителя.
Самое главное для родителей – заботиться о своем ребенке, проявлять терпение, спокойствие. Важно сохранить теплые доверительные отношения, иначе призывы к учебе будут проигнорированы. Задача родителей – спокойно и дружелюбно напоминать о важности учебы. Дети какое-то время могут протестовать, но это совершенно нормальное для возраста явление, со временем оно пройдет.
Чтобы не объяснять важность получения образования только «нудными родительскими лекциями», можно сформировать потребность в обучении другими путями. Ниже перечислим несколько советов, которые помогут мотивировать подростка на обучение.
Поддерживайте познавательный интерес. Отвечайте на вопросы, которые задает ребенок. Если вы не знаете ответов, выделите время, чтобы найти их вместе: поищите нужную информацию в интернете, посмотрите фильмы или видео, обсудите найденную информацию.
Поддерживайте увлечения подростка. Вопрос самореализации остро встает перед подростками, и они начинают искать себя в различной деятельности. Старайтесь поддерживать интересы ребенка, ищите способы для реализации его познавательных желаний. Если вы видите у него искренний интерес к какому-то предмету, сходите вместе на публичные лекции, семинары.
Найдите привлекательную для подростка цель и составьте план на будущее. Узнайте, о чем мечтает ваш ребенок. Может быть, он хочет научиться делать собственные игры. Составьте пошаговый план достижения цели, например, подтянуть информатику, сдать экзамен по математике. За каждую цель должно следовать поощрение: например, за сданный экзамен – курс по созданию игр в Edison Kids.
Поощряйте самостоятельность. Дайте подростку возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Помогайте только тогда, вас об этом просят. Это позволит ребенку понять, что у каждого выбора есть последствия, за которые придется отвечать. Такой подход сделает его более ответственным, научит смотреть на перспективу.
Хвалите за успехи. Не забывайте отмечать достижения ребенка. Дайте ему понять, что старание приносит свои плоды. Главное – не сравнивайте подростка со сверстниками, даже в положительном ключе. Иначе он решит, что его ценность зависит от того, насколько он хуже или лучше других людей. Лучше всего сравнивать подростка с его достижениями в прошлом.
Критикуйте конструктивно. Обсуждайте с подростком его поступки или результат его работы, при этом говорите конкретно, что он сделал не так. Покажите, что плохая оценка не определяет человека как личность, а всего лишь говорит о том, что он не выучил или не понял урок. Обсудите, что нужно сделать, чтобы в следующий раз получить положительную оценку. Не критикуйте подростка в присутствии третьих лиц, особенно сверстников.
Ненавязчиво формируйте окружение подростка. Подростки тянутся к сверстникам и зависят от их мнения. Однако запрет на общение с кем-либо вызовет лишь протест. Предложите альтернативу: запишите ребенка на интересный ему кружок, тренинг. Если вы найдете среду интересных умных детей, ребенку захочется стать таким же.
Старайтесь поддерживать режим дня. Проблемы с успеваемостью могут быть связаны с усталостью или перегрузкой. Пусть у подростка будет свое собственное время, когда он может отдыхать или гулять с друзьями. Важно также поддерживать режим сна, стараться правильно питаться.
Подавайте пример. Даже если подростки открыто выражают свою «непохожесть» на родителей, они все равно будут неосознанно подражать родительскому поведению, перенимать образ их привычки. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стремился к знаниям, станьте для него примером. Найдите себе увлечение, развивайтесь, получайте от этого искреннее удовлетворение – ваш подросток обязательно со временем это усвоит.
Не стоит думать, что если ребенку неинтересно в школе, то он не мотивирован. Иногда проблема в школе. Встречаются учителя, которые откровенно плохо выполняют свою работу, читают скучные лекции, критикуют и хамят ученикам. Учиться в такой атмосфере сложно, и подросток в этом не виноват.
Бывает, что в школе собирается класс, которому не интересно учиться. В таком классе все, кто проявляют интерес к обучению – «заучки» или «ботаны». Сверстники могут стимулировать желание подростка учиться или, наоборот, формировать презрение к обучению. Если целый класс не желает учиться, а в лидерах «хулиган», которому интереснее дразнить учителей, подросток вряд ли будет стремиться к обучению.
Хочется напомнить родителям о том, что образовательный процесс – важный, но не единственный аспект жизни. Ребенок не сможет нормально учиться, если ему грустно, если у него проблемы с друзьями и не с кем посоветоваться. Покажите, что он всегда может поговорить с вами, а вы его поддержите. Слушайте без излишней критики и со временем вы заметите, как отношения укрепятся.
Учитель играет в обучении важную роль, ведь именно он умеет работать с ребятами разных возрастов, знает особенности подростков и владеет методиками их обучения. Учитель может сделать обучение интересным или, наоборот, невыносимо скучным. Перечислим советы, которые помогут учителю мотивировать подростков на обучение.
Создавайте комфортную атмосферу на уроке. Подростки будут учиться, высказываться и дискутировать, если почувствуют себя в безопасности. Для этого нужно создать атмосферу, где ошибки не высмеиваются, а объясняются. Важно показать, что ошибаться – это нормально, главное – извлекать из ошибок урок. Не критикуйте личность учащихся, не иронизируйте над их ошибками, и у вас сложатся доверительные отношения. Педагогам стоит научиться контролировать свои эмоции и учить тому же школьников.
Делайте упор на качество, а не на количество. Хороший учитель находит компромисс между скоростью и качеством обучения. Гнаться за количеством пройденного материала бессмысленно, если он совершенно не усвоен. Переходя к новому материалу, нужно удостовериться в том, что все ученики поняли предыдущий. Если обучающиеся регулярно не успевают разобраться в материале, они теряют мотивацию к учебе.
Используйте проблемный подход к обучению. Лучший способ заинтересовать подростков – включить новую информацию в близкую им ситуацию, которая требует решения. Если школьники воспринимают слова учителя как лишнюю информацию, которая им в жизни не пригодится, то учить ее они не захотят. Но стоит объяснить, как полученные знания могут помочь в реальной жизни, интерес подростков возрастет.
Давайте обратную связь. Иногда вся обратная связь, которую дает учитель – это оценка. Но оценка – это сухая информация, которую дети воспринимают лишь как эмоциональный триггер. Важно давать обратную связь на сделанную работу – рассказать, что у подростка получается хорошо, а что можно исправить и как именно. Такой подход к обучению требует временных затрат, но это существенно увеличит желание детей учиться. Главное, помните, что важно не забывать указывать на положительные стороны сделанной работы и избегать жесткой критики личности ребенка. Оценивайте только его работу.
Не преувеличивайте значимость оценок. Оценки – не самоцель обучения, а всего лишь средство. Относитесь с уважением ко всем ученикам, вне зависимости от их оценок. Вовлекайте в совместную учебную деятельность тех, кто отстает – они больше всего нуждаются в работе над мотивацией к обучению. Помните, что если ученик плохо успевает по вашему предмету, это еще не значит, что он плохой человек или совершенно бездарен – он точно хорош в чем-то другом. Доносите до детей мысль, что двойка или тройка – не конец жизни, а лишь показатель качества их работы на данный момент. Всегда можно выучить материал, спросить помощи у учителя или одноклассников, а следующей оценкой получить пятерку. Главное – знания, которые осядут в голове.
Меняйте динамику урока. Монотонность наводит скуку. Изменяйте темп обучения, это повысит внимательность подростка. Спокойная фоновая музыка, естественное освещение помогут ученикам сконцентрироваться. Групповая работа и дискуссии, напротив, повышают динамику обучения.
В обучении подростков учителю нужно проявить все свое мастерство. Важно сохранять доброжелательные отношения, позитивную атмосферу в классе – так дети смогут вам доверять и не бояться высказываться.
Программирование легко и непринужденно увлечет вашего ребенка в мир алгоритмов. Знания, полученные в школе, найдут здесь свое применение. Мы дадим вашему ребенку старт в обучении высокооплачиваемой профессии и замотивируем на учебу.
Программирование – это не только увлечение или профессия. Оно отлично тренирует абстрактно-логическое мышление, учит искать причинно-следственные связи, задействует весь интеллектуальный потенциал подростков.
Отдавая ребенка на курсы программирования в Edison Kids, вы получите умного увлеченного ребенка, который начнет лучше разбираться даже в школьных предметах! Занятия проходят в небольших группах, поэтому преподаватель всегда уделит время успеваемости каждого подростка. Успехи в освоении программирования повышают самооценку, учат ценить свои успехи и полагаться на свой ум.
Дайте своему ребенку шанс научиться профессии будущего с пользой для ума и настроения – запишитесь на курсы в Edison Kids!