Младший школьный возраст начинается с 6-7 лет и длится до 11 лет, когда дети учатся в младшей школе. Эти рамки довольно условны: у каких-то детей переходный период начинается раньше, у каких-то – позже. Переход на новый возрастной этап сопровождается кризисом. Проходя через него вместе с родителями, ребенок меняется. Изменяется его личность, поведение, мышление.
Младший школьный возраст – это особенный период в жизни человека. Дети уже ходят в школу, им поручают новые обязанности. Но при этом они все еще любят играть и зависят от взрослых. Мышление и поведение младших школьников имеет собственные отличительные черты. Чтобы строить с ребенком доброжелательные отношения, грамотно выстроить программу обучения и способствовать гармоничному развитию, нужно учитывать возрастные особенности.
Детское развитие происходит не плавно, а скачкообразно. Переход в новый возрастной период сопровождается кризисом. Вы заметите, что ребенок стал младшим школьником, когда у него начнется кризис 7 лет. Несмотря на название, он может наступить и в 6, и в 8 лет, протекать бурно или относительно спокойно.
В этот период ребенок идет в школу. У него появляются новые обязанности, меняется режим дня. Взрослые начинают выдвигать новые требования: собрать рюкзак, приготовить форму, сделать уроки. В школе ученик должен слушать учителя, выстраивать отношения с одноклассниками. Окружающие говорят ему что он уже взрослый, и ждут проявлений ответственного поведения, однако продолжают относиться, как к маленькому. Именно это чаще всего становится причиной конфликтов.
Малыш начинает отстаивать свое право быть взрослым, хотя для него пока что важны лишь внешние атрибуты «взрослости». Он хочет самостоятельно делать выбор, управлять своим режимом дня. Старается подражать взрослым, например, отказывается носить шапку («Мама же не носит!») или просит кофе вместо любимого сока, чтобы быть как папа. При этом ребенок может активно спорить со старшими, передразнивать, паясничать. Это становится частой причиной ссор в семье. Но такое поведение вовсе не означает, что малыш не уважает старших. Оно временно и обусловлено большой нагрузкой на ребенка, бурным развитием его психики.
Поведение ребенка в период кризиса может быть наигранным, демонстративным. Школьник может вычурно разговаривать, преувеличенно копируя чьи-то манеры, кривляться, демонстрировать нелепую походку. Таким поведением он снимает психическое напряжение. Это характерно для многих детей младшего школьного возраста, и такое поведение проходит с окончанием кризиса.
Проходить через кризис 7 лет тяжело, но это важный период развития. В результате кризиса ребенок начинает принимать свою роль ученика. На смену играм приходит желание учиться и познавать новое. Дети начинают принимать общественные правила, быть самостоятельными, общаться в коллективе.
Психические процессы тоже меняются. Мышление переходит на более высокий уровень – словесно-логический. Ребенок начинает рассуждать, устанавливать закономерности, предвидеть результаты действий и процессов, обобщать наглядный материал. Школьник учится управлять своей памятью, у него возрастает способность к концентрации. Появляется возможность использовать различные приемы для запоминания: ребенок учится делать пометки, вспоминать материал по картинкам, подсказкам. Воображение становится ближе к реальности, так как накапливается свой жизненный опыт.
Кризисный период – это испытание не только для родителя, но и для младшего школьника. Его жизнь кардинально меняется, появляется много новых требований. Малыш устает, становится невнимательным. Но это не попытки вывести родителей из себя и не издевательство, а лишь естественный возрастной период, благодаря которому психика и поведение малыша переходят на новый уровень.
Кризисный период длится примерно до 7-8 лет. За ним последует относительно спокойный период, когда поведение и личность ребенка будут меняться постепенно. В результате прохождения кризиса у младших школьников появляется естественная потребность в познании окружающего мира, они начинают хотеть учиться. Им становится интересно выполнять школьные задания, получать оценки. При этом они все еще остаются детьми и обожают игры.
Дети становятся восприимчивы к критике. Их работа впервые оценивается, критикуется. При этом они начинают сравнивать свои достижения с достижениями одноклассников, находить свои сильные и слабые стороны. Школьники впервые сталкиваются с конкуренцией, насмешками. Это сложный период для детской самооценки. Если раньше ребенок был самым лучшим для своих родителей, сейчас его оценивают чужие люди, причем не всегда положительно.
В то же время ребенок сам начинает оценивать окружающих, их поведение. У него формируется критическое отношение к происходящему. В младшем школьном возрасте дети впервые начинают протестовать против несправедливости и обмана. Они начинают задумываться о мотивах поступков, осуждать обман и предательство.
Дети младшего школьного возраста находятся в переходном этапе между детством и подростковым возрастом. Они сохраняют детские черты, но стремятся стать взрослыми. Во время обучения развиваются базовые психические процессы: память, внимание, мышления. Воспитание формирует мотивацию, отношение к критике, самооценку.
Младшие школьники – это дети, которые очень любят играть. В их играх появляется сюжет и роли. Игра позволяет детям овладеть нормами поведения в различных ситуациях, примерить разные социальные роли. Именно поэтому основа воспитания младших школьников – сюжетно-ролевая игра. Игра может быть развивающей или обучающей. В игре формируются нравственные представления, первичные этические нормы.
По началу игры будут интересовать малышей больше, чем учеба. Не у всех детей одновременно появляется учебная мотивация. У кого-то это происходит в 7 лет, у кого-то – в 8 лет. Это нормально, не нужно ругать за желание играть – оно естественно для детей. Если ругать детей за игры («Сейчас же заканчивай играть и иди делай уроки!»), заставляя делать домашнее задание, мотивация к учебе быстро пропадет. Лучше всего вместе с ребенком создать расписание, где будет выделено время как на обучение, так и на игры.
Чтобы ребенок мог руководствоваться усвоенными нормами, он должен уметь самостоятельно регулировать свое поведение. Сначала регулятором выступают значимые лица – родители, педагоги. Со временем дети учатся осознанно применять общественные нормы, соотносить их с собственными поступками. Можно смотреть мультфильмы или фильмы, читать с детьми книги, обсуждать их. Важно стимулировать в ребенке интерес к рассуждению. Спрашивайте, кто главный герой, что он сделал, почему он так поступил, какой у него был выбор, что он мог сделать по-другому?
В младшем школьном возрасте дети начинают взаимодействовать с группой сверстников. При этом общение становится более осмысленным. В классе начинают формироваться свои микрогруппы, между ними (и внутри них) возникают конфликты. Пока конфликты еще не обрели серьезность, можно научить детей решать противоречия конструктивно. Совместные игры, командные соревнования сплотят детский коллектив.
Важно уделить внимание формированию самооценки ребенка. Для этого детей нужно хвалить за успехи, не сравнивая с другими. Не стоит критиковать ребенка в присутствии посторонних людей. Не нужно кричать, применять физическое насилие. Можно осуждать конкретные поступки, но помнить, что они не отражают всей личности. Если ребенок капризничает или плохо себя ведет, это не значит, что он плохой. Важно подчеркивать, что вы осуждаете именно поведение, а не саму личность.
Если вы хотите видеть своего ребенка ответственным и самостоятельным, начинайте с малого: позволяйте ему принимать посильные самостоятельные решения. Пусть ребенок составляет себе список дел на день, самостоятельно выбирает одежду. Это научит его принимать решения, отвечать за них, и в то же время сгладит кризисный период. Давая малышу выбор, вы позволите ему почувствовать себя взрослым.
Правильное воспитание формирует у ребенка ответственное отношение к учебе, позволит осознать свое место в социуме, адаптироваться в кругу сверстников. Поощрение самостоятельности поможет формированию ответственности и решительности, а общение и поддержка способствуют эмпатии, умению дружить.
Познавательные процессы младших школьников еще не в полной мере сформировались, как и осмысленная мотивация к учебе. Поэтому задача обучения – не только давать ребенку знания, но и способствовать развитию его психики, поддерживая естественную мотивацию к учебе.
В первом классе особенно ярко выражается желание детей учиться. Школа – это новый этап развития, подтверждение их «взрослости». Детей привлекают внешние атрибуты обучения: красивый ранец, пенал, школьный дневник. Они хотят получать пятерки, радовать родителей. Со временем мотивация меняется на более осознанную, но менее интенсивную. Желание учиться может постепенно угасать, поэтому важно найти подход к ребенку, чтобы побудить его к обучению. Для закрепления достижений нужно найти для младшего школьника дополнительные занятия, которые будут ему по душе. Это позволит ему переключиться, найти новых друзей по интересам и применить полученные в школе знания.
Одна из особенностей младших школьников – фрагментарное восприятие и внимание. Именно учебные занятия помогают направлять восприятие и внимание, удерживать концентрацию. Однако задания должны быть интересными для ребенка, с эффектом новизны. Хорошо, если занятия иногда проходят в игровой форме. Сначала именно педагоги управляют вниманием ребенка, но со временем дети самостоятельно учатся концентрироваться.
Обучение развивает память. В школе дети учат правила, стихи, пересказывают пройденный материал так, как они его поняли. Это способствует развитию долговременной памяти, дети получают способность надолго сохранять в памяти усвоенный материал. При этом память становится не механической, а смысловой. Ребенок старается передать смысл прочитанного или услышанного, а не точную формулировку.
В процессе обучения дети должны перейти к словесно-логическому типу мышления. Важно побуждать их находить связи между аналогичными предметами и явлениями, собирать части в целое, делать выводы. Можно вместе с детьми формулировать вопросы к предстоящим занятиям, а после окончания урока делать выводы.
Заинтересовать детей можно, вовлекая их в игру. Например, можно предложить организовать сценки по любимым эпизодам прочитанной книги. Удовлетворить их тягу к самостоятельности можно, давая ребенку задание помочь педагогу и подготовить к занятию доклад.
В младшем школьном возрасте формируется отношение ребенка к обучению. Педагоги должны преподнести учебу как важное и нужное занятие, но при этом интересное. Не стоит строго критиковать ребенка, наоборот, важны одобрение и похвала. Подчеркивайте успехи ребенка. Младшие школьники хотят учиться, но им трудно перейти от игровой деятельности к учебной. На этом пути им важна не критика, а поддержка.
В младшем школьном возрасте обучение дает ребенку не только базовые знания, но и развивает его познавательные способности, задает направление развитию личности. Однако нужно учитывать особенности обучения детей младшего школьного возраста, делать задания интересными и вовлекающими. В процессе обучения ребенок впервые начинает осознавать свои сильные и слабые стороны, определять свои интересы. Полноценное проживание этого возрастного периода становится основой для развития всесторонне развитого счастливого человека.
Edison Kids познакомит вашего ребенка с самыми востребованными языками программирования, конструкторами игр и приложений. С нами ваши дети не только получат навыки программирования, но и научатся мыслить логически, находить неожиданные пути решений, самостоятельно решать задачи.
Наши преподаватели знают, как увлечь детей, и учитывают все особенности младших школьников. Под чутким руководством педагогов дети сделают свои первые шаги в мир цифровых технологий, а мы обеспечим им дружелюбную и поддерживающую среду обучения.
Для ребят очень важно иметь собственные интересы, помимо школьных. Но помимо самых актуальных знаний, мы обеспечим им интерактивные занятия, интересные развивающие игры и постоянную поддержку преподавателей. Наши преподаватели – действующие специалисты ведущей веб-студии Новосибирска. Они регулярно используют знания на практике, умеют решать реальные рабочие задачи и любят учить этому детей!