Дети, достигшие 4-6 лет вступают в новый период взросления. Это уже не малыши, а дошкольники, которым требуется развитие внимания, памяти и мышления для серьезного обучения.
У ребенка возрастают интеллектуальные способности для того, чтобы начинать осваивать цифры, буквы. Речь развивается, появляется усидчивость, а также способность продолжать занятия длительный период. Переходный период между тем, когда дошкольник становится школьником.
фигурам и цветам;
сторонам пространства – лево, право, верх, низ;
делить определения больше, меньше, поровну;
находить различия между предметами;
сбору пирамидки;
группировать предметы с помощью выявления общего признака и знать названия групп, например, игрушки, мебель, животные;
знать времена года, названия;
знать свое имя, фамилию, возраст, имена родителей;
конструировать приложения из более чем 4 слов, иметь в употребляемом словаре до 1000 слов;
описывать и рассказывать события за день, стихи, сказки.
Да, ребенок уже подрастает быстрее и в интеллекте, и в эмоциональном плане, но интересующим процессом для него остается – игра. Поэтому такую форму занятий полезно оставить до поступления в школу, чтобы знания лучше усваивались.
Ребенок уже в состоянии заниматься больше 20 минут одним делом. Но занятия стоит менять, работой над усидчивостью не стоит увлекаться. Так избегается переутомление, сохраняется заинтересованность, внимание.
Хвалите, поддерживайте, отмечайте даже мелкие успехи. Не сравнивайте, не тыкайте чужими успехами. Обращайте внимание на то, что сделал, в чем успешен ребенок.
Мелкая моторика
научите завязывать шнурки, расстегивать, застегивать пуговицы;
девочкам делать браслеты, бусы и украшения из бусин;
научите развязывать, завязывать узелки.
Речь
практикуйте скороговорки;
побуждайте к чтению, а потом просите пересказывать;
учите детские стихи;
учите изменять слова суффиксами (лиса-лисичка, мышь-мышка).
Память и внимание
Практикуйте игры, где находят пары. Помимо тренировки памяти, внимания, такие игры расширяют кругозор.
Логика
Собирайте из палочек или спичек геометрические фигуры или другие по образцу. Сначала показываете фигуру, а потом перемешиваете части, а потом нужно будет восстановить контуры по памяти.
Творчество
Делайте аппликации, нестандартные рисунки с помощью пальцев или нитей. Выдувайте краску из трубочки, создавайте рисунок из клякс.
Не стоит ограничиваться только буквами, цифрами или чтением. Можно постепенно изучать азбуку, счет, но главное не переборщить с количеством информации. Учиться в таком же темпе, как в школе, пока рано, оставьте это школьной программе. Как уже было сказано, подавайте информацию в игре, увлекательно, а также интересно для ребенка.
Математика и геометрия
Развивайте знания фигур в геометрии (круг, ромб, квадрат, прямоугольник), осваивайте их положение относительно пространства (в ряд, в столбик).
Учите счету до десяти в прямом, обратном направлении и это как минимум. Изучайте аккуратное написание чисел. Используйте для обучения прописи, пазлы, облегченные примеры.
Для соотношений абстрактных чисел с предметами используйте излюбленные игрушки или счетные палочки, которые складываются в фигуры.
Чтобы понимать принципы сравнения, что больше, меньше или равно, научитесь созданию равных множеств. То есть искать решения задач, где, например, предметы нужно разделить между членами семьи.
Речь
Ребенок нуждается в социализации и общении. Проверьте словарный запас с помощью тестов, пополняйте специальными упражнениями. Стройте простые предложения с помощью игр на слова – загадки, шарады, данетки. Ребенок должен уметь общаться со сверстниками.
Грамматика
Учите предлоги, роды, числа. Путаницы в речи быть не должно. Если замечаете с этим проблемы, лучше вовремя их проработать.
Иностранный язык
При условии успехов по родному языку, почему бы не начать изучать иностранный язык? Обучение проводите либо дома, либо на специальных курсах для дошкольников.
Спорт
Спортивное развитие обязательно. Если не отдаете сына или дочку на дополнительные секции, то выполняйте развивающие упражнения в домашних условиях. Например – зарядка, несложные танцы, подвижные занятия или игры на площадке.
Мышление
Возраст 4-6 лет идеален для активностей. Концентрация достигает больше 25 минут. Мышление обычно развивают опять же в игре. Это удобно и функционально.
Дополнительных ресурсов не нужно, достаточно комнаты ребенка и его любимых игрушек. Для развития мышления важна ситуационная логика, поэтому старайтесь занимать ребенка задачами везде. Во время прогулки, например, изучайте цвета, считайте машины или деревья. Обращайте внимания на формы, размеры и пространственное размещение объектов.
Развивать ребенка в таком возрасте можно, важно и необходимо. Если вы приняли решение заниматься с малышом самостоятельно, то нужно подготовиться и собрать базу для изучений вышеупомянутых сфер.
Скоро ребенок пойдет в школу, где строго установлены временные рамки уроков и перемен. Поэтому дневной распорядок дня дома также нужно распределять и систематизировать. Конечно, ваши занятия скорее всего будут короче школьных, но это не влияет на результаты. Переход от правильной подготовки дома или в детском саду к школьным будням для ребенка будет плавным, а адаптация безболезненной.